Костюм абхазов.

Народная одежда абхазов как нельзя лучше характеризует творчество народа, его искусство и эстетические предпочтения. Глухой ворот, длинные рукава, туго перехваченный поясом стан – таков в идеале костюм абхазов последних полутора столетий, представляющий собой предмет национальной гордости.
Формирование основных компонентов одежды абхазов восходит к глубокой древности. Вплоть до настоящего времени сохранились такие элементы одежды, как войлочная плащ-бурка, туникообразная рубаха, ноговицы. По составу и форме абхазский народный костюм был похож на одежду генетически родственных абхазам народов: черкесов, адыгейцев, кабардинцев.
Сырьем для изготовления одежды служили лен, шерсть, шелк и хлопок. Материал для одежды, обуви и головных уборов – шкуры животных, войлок, домотканое сукно, льняное полотно, а в более позднее время – привозные фабричные ткани.
Искусство ткачества восходит к древнейшему периоду. Подготовка, обработка, выделка сырья для тканых изделий, предметов домашнего обихода и одежды были делом рук самой абхазки. Абхазская женщина славилась не только как искусная рукодельница, пряха, кружевница и ткачиха, она обладала также мастерством обработки и выделки шкур для сафьяна. Абхазка «обшивала буквально с ног до головы всю семью» и могла на глаз, без мерки отлично подогнать по талии черкеску или бешмет.

Мужская одежда
Традиционными элементами мужской одежды в середине XIX-начале XX вв. были рубаха и штаны из тонкого льняного полотна домашней выделки. В конце XIX века начали носить укороченные, до колена, рубахи с накладными карманами на груди. Поверх штанов надевали суконные либо сафьяновые ноговицы, плотно охватывавшие икры ног. С 1920-1930 гг. начали носить штаны типа полугалифе, слегка расширенные в боках.
Верхней одеждой начала XX века была черкеска. Черкеска дворян отличалась от крестьянской богатством украшений, качеством материала и длиной. Характерная особенность черкески – нашивные карманы с мелкими отделениями для трубочек (газырницы), в которых сохранялись заряды пороха. В качестве праздничного костюма черкеску носили как в сельской местности, так и среди горожан вплоть до 1990-х годов.
Важным элементом мужской одежды был бешмет. Кроем он был схож с короткой черкеской: плотно прилегал к стану до талии и затягивался на плетеные пуговицы. Бешмет совмещал в себе функцию нательной и верхней одежды.
В зимний период верхняя одежда дополнялась буркой – войлочным плащом. Различали два вида абхазской бурки – короткая бурка колоколообразной формы длиной выше колена и трапециеобразная бурка с узкими прямыми неширокими плечами, расклешенная в полах. Бурка была приспособлена для наездничества, являясь непременным походным снаряжением горца-кавказца.
Пояс, изготовленный из коровьей кожи, – неотъемлемая часть мужского костюма. Им подпоясывали как распашную, так и глухую одежду. Пояса надевали поверх черкески, бешмета либо рубахи. Различались праздничные и бытовые пояса. Традиционная мужская одежда абхазов не мыслилась без соответствующего снаряжения холодным либо огнестрельным оружием. Это были кинжал в ножнах, пистолет в кобуре за поясом, сабля либо нож.

Женская одежда
Абхазская женская одежда конца XIX – начала XX вв. характеризовалась разнообразием украшений и используемого материала. Различалась будничная, праздничная и ритуальная одежда. Одежда также дифференцировалась в соответствии с возрастом и семейным положением женщины. Женский костюм представлял собой переплетение древних и поздних видов одежды. Материалом для традиционного костюма служили изделия домашнего производства из шерсти, льна, позже – хлопка и шелка.
Составляющими компонентами женского костюма были рубахи, платья, кафтанчики, безрукавки и длинные штаны. Женщины носили головные уборы – разной формы косынки, шали, шапочки и обувь – сафьяновые чувяки, сапожки, позже – туфли на каблучках.
Многофункциональным элементом одежды была рубаха. Будучи нательной, она являлась и верхней одеждой, так как в ней допустимо было выйти за пределы дома и усадьбы. Возможные цвета – красный, белый, оранжевый, также использовались ткани в полоску либо мелкий цветочек. Рубаха-платье шилось с высоким стоячим воротником, небольшим прямым разрезом ворота, скрепленным пуговицей, и прямыми рукавами, собранными у запястья в сборку.
В конце XIX – начале XX вв. абхазки носили штаны двух типов. Первый тип – традиционного покроя штаны, схожие с мужскими. Второй тип – шаровары, сшитые из двух цельных кусков ткани. Цвет шаровар был символичен: белые надевала девушка, красные – женщина, синие – вдова. К середине XX века штаны укоротились до колен, их заправляли в чулки.
Самыми различными типами были представлены платья абхазок. Еще один вид традиционной женской одежды – кафтанчик из домотканого сукна или бархата с различными видами кроя. В качестве верхней одежды абхазки надевали безрукавку с небольшим овальным вырезом на груди.

Обувь
В XIX – XX вв. повсеместное распространение в быту абхазской деревни имела кожаная обувь на мягкой либо твердой подошве. Выделка и шитье обуви из сыромяти была обязанностью мужчин, а выделка и шитье из сафьяна – женщин.
Среди абхазских крестьян имели повсеместное распространение постолы. Это была домашняя обувь, а также ее носили пастухи и охотники. Постолы как женская обувь уже со второй половины XIX века стала вытесняться сафьяновой обувью, а также туфлями кустарного производства.
Выходной обувью и мужчин, и женщин служили чувяки из сафьяна. В 1920 – 1930-х годах широкое распространение в абхазской деревне получила кожаная обувь на твердой подошве. Достоянием зажиточных слоев населения были мужские и женские сафьяновые сапожки. Ноговицы – специфический элемент мужского костюма – надевались поверх узких штанов, плотно охватывая икры ног.
Наряду с постолами, чувяками, сапожками женщины носили обувь на деревянной подошве. В начале XX века женской домашней обувью была вязанная крючком обувь с глубоким выемом впереди. Уже в середине XX века традиционная обувь уже полностью исчезла из быта, ее заменила обувь кустарного и фабричного пошива.

Головные уборы
Головные уборы – наиболее консервативная часть одежды абхазов. Материалом для их изготовления служили шкуры домашних животных, войлок и сукно. Во всех типах традиционных головных уборов неизменной остается островерхая форма, которая была характерна для абхазов и адыгейцев. Традиционным и исконным является башлык – головной убор с капюшоном и длинными концами, украшенный плетеной тесьмой, тонкой полоской кожи либо галуном. В 1920-х годах появились овальные войлочные шапки с небольшими полями и плетеные шапки из соломы и полой травы.
Одинарный треугольный большой платок был у абхазок основным видом головного убора. Другим видом до начала XX века был шарф, который накидывался на голову либо завязывался на затылке. Также абхазки носили различных форм домотканые платки из шелка, шерсти или хлопка. Уже в 1920-х годах девушки надевали шапки-береты. В настоящее время лишь в среде старшего поколения продолжают сохраняться различные виды платков и косынок.

Украшения
Украшения одежды абхазов были обусловлены многовековыми традициями, сложившимися на протяжении истории народа. Украшения выступали в едином ансамбле с особенностями материала, покроя и гаммы цветов костюма. Абхазы отдавали предпочтение съемным украшениям из серебра, бронзы, золота, кости, рога, дерева. Одним из основных украшений женского костюма были разных форм застежки из серебра или бронзы. Среди зажиточных слоев были распространены женские пояса разных видов.

      

2010-2018 © Театральное агентство "Персонаж" г. Екатеринбург
Адрес:
620089, Россия, Екатеринбург, ул. Машинная, д.42, к.1
Телeфон
агентства: (343) 201-58-77, 8-90438-75877
Телефон театральной лавки: 8-92213-29017
E-mail: kloun@tapersonage.ru

Детские праздники, клоун на детский праздник, детский день рождения, экспресс-поздравление,
спектакли, персонажи, прокат костюмов, ведущий, DJ на свадьбу, спецэффекты, аквагрим